СТАТЬЯ
27.02.02

Реинжиниринг предприятия на основе имитационной модели

© Тельнов Ю.Ф.
Статья была опубликована на сайте Корпоративный менеджмент

Современные технологии бизнеса характеризуются высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. В этих условиях требуется разработка систем управления предприятием, которые оперативно отражают состояние экономических объектов с целью принятия своевременных решений об изменениях в бизнес-процессах.

Создание на предприятиях отделов логистики призвано обеспечить координацию всех материальных, информационных и финансовых потоков в процессе товародвижения от закупок материалов до сбыта готовой продукции.

Оптимизация процессов логистики и тем самым затрат на нее возможна только при кооперации всех продуктовых центров. Здесь важно рассмотреть такие функции, как поставка, транспортировка и складирование, организация производственных процессов, разработка продуктов, отвечающих требованиям логистики. Поэтому целесообразно объединять логистические задачи, привязанные к местам размещения производств, "под крышей" одного логистического центра.

Повышение эффективности выполнения функций логистического бизнес-процесса во многом достигается благодаря использованию современных информационных технологий, которые позволяют:

В результате внедрения информационных технологий трансформируется характер организации логистических процессов (табл. 1).

Реинжиниринг логистических процессов на основе современных информационных технологий сводится к решению следующих задач:

Решение перечисленных задач обеспечивается созданием корпоративных информационных систем, в которых центральное место занимает управление логистическими процессами. Основные подсистемы информационной системы, которые обслуживают потребности управления логистическими процессами, представлены на рис. 1


Рис. 1. Состав подсистем информационной системы, обслуживающих выполнение логистическкого процесса

При этом корпоративная информационная система призвана обеспечивать:

Большое значение в современных информационных системах управления логистическими процессами придается оптимизации выполнения логистических функций, к которым относятся:

Логистические бизнес-процессы современного предприятия отличаются изменяющимися во времени характеристиками материальных, информационных, финансовых потоков, например такими, как интенсивность поступления заказов на готовую продукцию и поставок сырья и материалов в различные периоды времени.

Следствием динамичности бизнес-процессов является неравномерность использования основных ресурсов: персонала, оборудования, информационной системы, источников финансовых средств. В этих условиях задачу оптимизации организации или реинжиниринга бизнес-процессов можно решить на основе применения инструментальных программных средств имитационного моделирования.

Решению перечисленных задач во многом способствует интеграция информационных систем с инструментальными средствами динамического имитационного моделирования, к которым в частности относится хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике инструментальный комплекс ReThink на базе G2 (Gensym), обладающий следующими возможностями:

Рассмотрим в качестве примера динамической модели процессов производства и закупки в среде ReThink имитационную модель анализа и прогнозирования процессов добычи, переработки и доставки нефти и нефтепродуктов, разработанную по заказу КИА центра. Особенность данной модели заключается в одновременности моделирования нескольких взаимосвязанных производственных процессов нефтяной компании с возможностью привлечения ресурсов предприятий-партнеров (рис. 2).


Рис. 2. Структура потоков товародвижения нефтяной компании

1. Добыча и доставка сырой нефти:

2. Переработка и доставка нефтепродуктов:

3. Нефтепродуктообеспечение нефтебаз.

Анализ и прогнозирование процессов добычи, переработки и доставки нефти и нефтепродуктов для различных вариантов организации технологии и для различных периодов времени осуществляется на основе автоматически формируемых показателей:

1) средняя длительность выполнения заказа в целом на весь процесс и по отдельным этапам и операциям;

2) средняя себестоимость выполнения заказа с учетом доставки в целом на весь процесс и по отдельным этапам и операциям;

3) производительность системы (объемы добычи, переработки);

4) объемы реализации продукции и получаемой прибыли;

5) степень загрузки производственных мощностей предприятий.

Созданная имитационная модель обеспечивает рассмотрение различных вариантов технологии добычи, переработки и доставки нефти и нефтепродуктов в зависимости от следующих условий:

Пример имитационной модели автомобильной поставки нефтепродуктов грузополучателям по системе управления запасами на основе точки заказа показан на рис. 3.


Рис. 3. Модель автомобильной поставки нефтепродуктов

При проведении имитационного моделирования можно использовать два режима задания значений входных параметров имитационной модели:

1) на основе генерируемых статистических данных:

2) на основе фактических данных, накапливаемых в базах данных, за определенный период времени.

Встраивание системы имитационного моделирования в контур корпоративной информационной системы повышает обоснованность решений по управлению логистическими процессами, как на оперативно-тактическом, так и на стратегическом уровнях.

Дополнительная информация

Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.

Обсудить на форуме
Отправить ссылку на страницу по e-mail


Interface Ltd.
Тel/Fax: +7(095) 105-0049 (многоканальный)
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 27.02.02