ПУБЛИКАЦИЯ
13.09.00

Centura Report Builder (CRB): как лучше и быстрее генерировать отчеты информационных систем?

Большаков Сергей Алексеевич,
к.т.н., доцент

Любой руководитель разработки, разработчик, программист и пользователь информационных бизнес-систем знает, что основой и целью автоматизации является получение выходных документов (отчетов, выходных форм, заполненных бланков и т.д.). Немыслимо представить себе какую-либо информационную систему и средства разработки, которые не предоставляют пользователю эффективных механизмов формирования выходных документов, их проектирования и реализации. В этом направлении разработчики Centura работают очень много и в состав популярного продукта СTD2000 включена мощнейшая подсистема генерации отчетов - Centura Report Builder 2000 (CRB). В CRB предусмотрены различные механизмы (упрощенные и профессиональные) построения и печати выходных документов, различные режимы работы, ориентированные на пользователей различного уровня: от программиста до конечного пользователя.

Полный спектр технологических операций, оригинальность и уникальность технических решений, направленность на учет человеческого фактора - это отличительные черты данного продукта. CRB функционирует как в автономном режиме, так и совместно с приложениями, причем определены возможности работы с приложениями третьих фирм (например, MS VB за счет использования современных AvtiveX механизмов).

Centura Report Builder имеет все современные возможности создания выходных документов. Мы перечислим ниже основные из них:

Ниже на рисунке приведено окно CRB в режиме дизайнера шаблонов. Отметим, что переключение из режима дизайнера в режим просмотра отчетов выполняется просто, одним касанием. При формировании отчетов из программы внешний вид окна просмотра может быть изменен или вообще отключен (документ может сразу выводиться на печать с предустановленными настройками).

В окне мы расположили, а пользователь может это естественно сделать по-своему, два комбинированных окна управления отчетами: одно окно в режиме дизайнера (верхнее -advcross), а второе окно в режиме просмотра данных отчета (нижнее - advcross1). В середине расположено окно настройки параметров объектов (Properties). Окно в режиме дизайнера может быть разделено на две части: одна для управления объектами шаблона отчета, которая представлена в виде дерева, а другая в виде поля дизайнера, на котором располагаются объекты шаблона (колонтитулы, поля и строки данных, графики и рисунки и т.д.).

Для вызова настроек объектов можно использовать либо меню, панели инструментов или пользовательское меню, которое вызывается по правой кнопке мыши. Вызванные из меню настройки поля вывода данных для иллюстрации представлены на рисунке. Окно в режиме просмотра показывает вид отчета, который будет выводиться на печать. Все поля и шрифты могут быть изменены, доступны все русифицированные шрифты, так что пусть вас не смущает форма отчета, представленная для иллюстрации.

Панели инструментов CRB позволяют выполнять все необходимые операции с шаблонами и готовыми отчетами в зависимости от того, какое окно выходного документа является активным. Для добавления объектов используется палитра кнопок, расположенная справа в панели инструментов. Внутри окна дизайнера для удобства расположены основные элементы настройки свойств объектов (позиция, шрифты и т.д.)

 

Для управления CRB используется стандартизованный интерфейс, который нашел поддержку у пользователей, является удобным и легко запоминается.

В полях параметров предусмотрены закладки для настройки: формул, обрамления объектов, шрифта, цвета, табуляции и многих других свойств.

На втором рисунке, расположенном ниже, приведена упрощенная схема функционирования CRB вместе с приложениями и СУБД. Рассмотрим ее несколько подробнее для иллюстрации механизмов работы программной подсистемы.

Рисунок условно разделен на две части: в левой части расположено то, что относится к среде работы РС и приложений, а в правой части среда локальной сети. Отдельными прямоугольниками выделены DESIGNER Report Builder, который работает в режиме дизайнера и конечного пользователя, и RUNTIME Report Builder, работающий в режиме работы приложений.

Для работы в режиме дизайнера используется интерфейс с пользователем, рассмотренный выше. В конечном счете, пользователь получает информацию из локальных или удаленных БД в виде форм и отчетов, может ее просмотреть и, при необходимости, вывести на печать.

При работе в режиме приложений CRB обменивается с программой данными и командами с помощью механизма стандартных WINDOWS- сообщений. Эти сообщения обрабатываются в программе и с помощью функций (простой уровень) или методов (для ActiveX объектов) управляют созданием выходных документов. Логика формирования документа может быть стандартной, для чего используются специальные функции и не создаются обработчики сообщений, либо сложной, в этом случае пользователь активно вмешивается в процесс формирования выходного документа.

Шаблоны могут запоминаться либо в отдельных каталогах, либо их можно разместить в виде специальных объектов в БД и транспортировать при необходимости из БД при формировании отчета. Процедуры подключения к БД выполняются стандартным образом в приложениях, а при работе конечного пользователя подключение выполняется автоматически CRB.

 

CRB как и CTD2000 обеспечивает работу с многими популярными СУБД.

В заключение отметим, что мощные средства создания выходных документов Centura Report Builder несомненно привлекут широкий круг пользователей для применения их в составе средств разработки Centura Team Developer 2000, а также для работы со структурами данных в режиме конечного пользователя.
 
 

Дополнительная информация


Interface Ltd.

Ваши замечания и предложения отправляйте автору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Документ опубликован: 13.09.00